Neva 24: “Как Алла Манилова запрещала песню Олега Кваши”

Уже два месяца Петербург дышит полной грудью: Алла Манилова покинула Смольный. Тем временем вскрываются различные нехорошие подробности ее культурного вице-губернаторства. Оказалось, одной из жертв маниловщины стал музыкант Олег Кваша, автор суперхита “Зеленоглазое такси”. Его песня “Гордая белая птица” попала под многолетний запрет, хотя в ней ни словом не критикуется действующая власть и никакая рознь не разжигается.

Помните песню “Гордая белая птица”? Не помните? Неудивительно. Она была написана к 300-летнему юбилею Петербурга, в 2003-м “Белую птицу” провозгласили неофициальным гимном города, а уже в 2004-м о песне никто ничего не слышал. Но не потому, что плохая. Просто ее создатель Олег Кваша на свою голову поссорился с культурным вице-губернатором Аллой Маниловой, которая много лет отвечала за все, что мы слушаем, смотрим и читаем.

История началась еще при губернаторе Яковлеве: “Пятый канал” не выплатил Кваше авторские отчисления, 35 тысяч рублей за 300 повторов “Белой птицы” в эфире. Музыкант решил было разобраться полюбовно, благо, сумма копеечная, но осенью 2003 года в городе сменилась власть. В Смольный пришла Валентина Матвиенко, на “Пятый канал” — Марина Фокина, а в комитет по печати — Алла Манилова, которая позже и стала “культурным вице-губернатором”. Тандем Фокиной и Маниловой был всесилен. Барышни посовещались и выдали Кваше официальный ответ: вам никто ничего не должен, идите лесом.

А когда Олег Кваша обратился в суд, началось странное.

“Все это выглядело следующим образом, — рассказывает Олег Кваша. — Сентябрь 2005 года. 50-летие метрополитена в Ледовом дворце. Меня с детским хором приглашают открывать концерт. Метрополитен оплачивает выступления артистов. Оплачивает съемку ролика, монтаж, время в эфире на “Пятой кнопке”. Что делают Манилова с Фокиной? Первым делом вырезают оттуда меня”.

Музыкант подумал было, что совпадение. Однако совпадения стали множиться десятками. Олег Кваша выступал в Москве, Казани, где угодно. Но только не на официальных мероприятиях в Петербурге.

“Вот вопиющий пример, — продолжает Олег Кваша. —18 декабря 2008 года. Комитет по молодежной политике в стенах самого Смольного решил провести ежегодную премию лучшим молодежным коллективам Санкт-Петербурга. Мероприятие должны были открывать мы с гимном “Гордая белая птица”. В день выступления Алла Юрьевна произносит коронную фразу: “Этого — не надо!”. Это было произнесено на весь Смольный”.

И ведь ничего особенного в этой песне нет. Говорили, что она вроде как у окружения Матвиенко ассоциировалась с предыдущей властью. Но песня выиграла открытый конкурс “Пятого канала” к трехсотлетию Петербурга, при чем тут Владимир Яковлев, который в начале 2003 года в политическом смысле ничего уже из себя не представлял?

Период активного запрета продолжался с 2005-го по 2011 год. Последний раз Кваше подгадили из Смольного 28 мая 2011 года.

“Площадь Островского, День города. Праздник проводит комитет по промышленности Михаила Осеевского. Я должен был открывать концерт гимном в присутствии губернатора, плюс небольшое выступление с ремиксами песен. И за день до начала мероприятия мне позвонили организаторы и спрашивают: у вас с городом все в порядке? Короче, Осеевскому Манилова запретила. Если она запрещает главе администрации — о чем тут говорить?”

Алла Манилова покинула Смольный в начале сентября. Когда Олег Кваша рассказал историю своих мытарствах новому вице-губернатору по культуре и СМИ Василию Кичеджи, тот ответил одним словом: “бред”. Просто не поверил. Ему объяснили: да, конечно, бред, но бредил вовсе не Кваша. Тогда Кичеджи по-настоящему удивился. Ведь за все эти годы никто даже не заикнулся о конфликте. Даже самые что ни на есть свободолюбивые и правдорубческие СМИ.

“Алла Манилова могла просто позвонить в редакцию и сказать: в десять раз увеличу аренду, если что-то напишете, — говорит Олег Кваша. Фактически он озвучивает то, о чем все шушукались. — Бывало, она и сама приезжала в редакцию. Последний, кто пытался написать о моей проблеме, — это Борис Вишневский в 2009 году. Ему не дали! Упомянуть Манилову невозможно даже в “Новой газете”! Написать, что, мол, Матвиенко нанесла ущерб городу больше, чем Гитлер, можно. А про Манилову и Квашу нельзя”.

В 2009 году Кваша наконец-то выиграл гражданский иск, “Пятый канал” заплатил ему 3 миллиона рублей (за то, что много лет назад пожалел 35 тысяч). А 4 ноября песня “Гордая белая птица” прозвучала на праздничном концерте в Петербурге. Справедливость восстановлена. Кваша хочет продолжить уголовное преследование Марины Фокиной и Аллы Маниловой, но это, впрочем, уже другая история.

Вот что важно. Олег Кваша — человек известный, у него и сайт, и влиятельные друзья, но он все равно ничего не мог сделать столько лет. А сколько еще других бессловесных жителей Петербурга пострадало от Аллы Маниловой? Да и не только от Маниловой.

17. 11.2011 Евгений Бабушкин

Метки: , , ,