Дорожное радио: “В мир музыки я пришел именно как композитор!”

Песни Олега Кваши хорошо известны не одному поколению меломанов. Кто не напевал его знаменитые «Зеленоглазое такси» или «Суббота есть суббота»? Не обидно ли композитору, что его произведения в чужом исполнении становятся мировыми хитами и не хотелось бы ему самому обрести статус звезды первого эшелона? На эти и многие другие вопросы Олег Кваша ответил в своем интервью «Дорожному радио».

Слушать интервью

Олег, начнем с традиционного вопроса о творчестве. Думаю, Вам есть что рассказать.
Свой последний альбом я выпускал 7 лет назад – в 2004 году. Обычно стараюсь выпускать альбомы каждые 3 года – чаще, считаю, и не нужно, да и материала не накапливается. А в последнее время я увлекался мобильным контентом, старался, чтобы моя песня «Зеленоглазое такси» звучала из всех мобильников страны. Также были интересные проекты с зарубежными исполнителями – австрийскими музыкантами Global DJs, которые сделали европейский ремикс на «Зеленоглазое такси» и с кумиром моей молодости, композитором и исполнителем F.R.David. Он также выбрал эту песню и записал ее для своего нового альбома.

Он перепел ее на английском?
Да. Сделал дословный перевод. Причем иностранцам непонятен термин «зеленоглазое такси». Даже сегодняшнее поколение в России не все знает, что раньше в такси был зеленый огонек. Поэтому в своем тексте он поет о том, что его везет таксистка с зелеными глазами. Таким образом, я был занят сотрудничеством с другими людьми, а своего собственного материала не выпускал. Концерты, конечно, есть. Но кроме этого надо развиваться и двигаться вперед. Поэтому я и решил, что пришла пора для нового альбома. И вот через семь лет я засел за запись седьмого студийного альбома. Его рабочее название «Огонь и я» – по одноименной песне. Вот такая игра звуков. Кроме того, будет там и дорожная песня – про тех людей, которым по службе приходится подолгу не бывать дома, а также красивая песня «Перламутровое утро».

А как пришли идеи для песен? И насколько этот альбом будет отличаться от предыдущих?
За мной почему – то закрепился ярлык композитора и исполнителя танцевальных песен. Наверное потому что у меня в свое время выходил альбом ремиксов под брэндом танцевального проекта KVASHA. Но, тем не менее, это не Олег Кваша. Я был лишь продюсером и одним из голосов коллектива. Мое же сольное творчество, скорее, больше тяготеет к шансону. Ведь шансон – это теплая задушевная песня, которая трогает душу. И я могу сказать, что те люди, которые работают в том жанре, который сейчас находится на пике популярности, к своему успеху двигались очень долго. Они «гнули свою линию», не оглядывались на модные западные звуки, которые никогда не приживутся в нашей стране.

А можете сравнить наш шоу – бизнес и западный, раз уж Вам довелось работать с зарубежными исполнителями?
Французский шоу-бизнес отличается от всех шоу-бизнесов. Французы сумели сохранить всю историческую мелодику и гармонию. Конечно, такие прорывы как Эдит Пиаф сейчас во Франции не наблюдаются. А настоящим успехом современного французского шансона я считаю все песни из мюзикла «Нотр дам де Пари», который стал мировым бестселлером. Я считаю, что они нисколько не изменили ни себе, ни своей стране. И мне кажется, что нам надо двигаться по мелодическому пути таких исполнителей как Михайлов, Лепс и Ваенга. Когда я только начинал заниматься композиторством, меня учили, что песня – это целая единица. И если 50% занимает музыка, то оставшиеся 50% должны делиться между текстом и исполнением. Вот у Высоцкого что главное? Безусловно, слова. В его песнях это 70% успеха. Харизма – 29%. И музыка – 1%. И сам Владимир Семенович никогда не называл себя композитором, а прежде всего поэтом. И если объединить тех же Михайлова, Лепса и Ваенгу, то могу сказать, что у Лены самая сильная поэзия, обаяние и положительная аура – у Стаса Михайлова, а для Лепса пишут очень талантливые авторы. И вот если объединить все эти качества, то получится портрет идеального исполнителя. А что касается меня, я должен смотреть правде в глаза – у меня очень скромные вокальные данные, зато композиторские развиты гораздо больше. Плюс, я сам не пишу тексты, мне подтекстовывает мой постоянный соавтор Валерий Панфилов, с которым мы работаем уже почти 30 лет.

То есть, сначала рождается Ваша мелодия, а потом на нее накладывается текст?
Да. И это очень редкий дар для наших отечественных поэтов-песенников – умение написать на «рыбу», то есть, на мелодию без слов. Я бы также отметил Илью Резника. Правда он очень дорогой подтекстовщик.

Но к этому тоже нужно прийти талантом.
Конечно. И Вы знаете, он мог лечь на диван и через 5 минут подтекстовка была готова. Многие пытались его упрекать, что не совсем честно брать тысячи долларов за 5 минут работы, на что Илья Рахмиэлевич ответил что для того, чтобы так подтекстовать песню, ему нужно было прожить 55 лет. Ведь должен быть уже определенный опыт, понимание жизни, ощущение хука – ударной строчки. Конечно же, это всё приходит в годами.

Но согласитесь, чтобы талант был оценен, нужно чтобы его в первую очередь услышали. Как донести свое творчество до публики? Как быть замеченным?
Я могу сказать, что в середине 80-х, когда состоялась целая плеяда питерских артистов, главным действующим инструментом был вовсе не телевизор. Тогда было всего 3 канала. Например, мой хит «Суббота есть суббота» не ротировался на радио. Я отнес его на популярную дискотеку нашего города и на следующий день она уже звучала в Москве, а через 3 дня – уже по всей стране. Все песни тогда распространялись через «бабиники». Сейчас же я вижу, что эту функцию полностью выполняет Интернет.

А как у Вас обстоят дела с Интернетом и насколько он помогает Вам продвигать свое творчество?
Что касается моих проектов с западными артистами – там сложнее, ведь за границей скачивать музыку бесплатно просто нельзя. А скачивание одной композиции стоит порядка 1 евро. У нас же все наоборот. И, на самом деле, это не совсем хорошо. Поэтому я знаю, что многие артисты просто дают объявления на своих сайтах о том, чтобы поклонники поддержали выход их нового альбома финансово, взамен гарантируя выслать экземпляр пластинки с автографами. Но для российских артистов, на сегодняшний день, главным источником заработка остаются, все же, концерты. А для того, чтобы артиста приглашали на концерты, нужно, чтобы люди знали и любили его песни. И в этом плане распространение музыки через Интернет дает неограниченные возможности. Могу привести пример из собственного опыта. Известный музыкант и телеведущий Александр Пушной перепел «Зеленоглазое такси» на немецком языке (Du Taxi). А я в шутку сделал ролик из его фотографий, который сразу же набрал 30 000 просмотров.

А что для Вас важнее: чтобы как можно популярнее становились Ваши песни или чтоб как можно популярнее становилось Ваше имя?
В мир музыки я пришел именно как композитор. И если бы не наступила перестройка, я бы мыслил себя именно как композитор. Тогда я общался с известными коллегами – Виктором Резниковым и Александром Морозовым. Мы чувствовали себя именно людьми за роялем. А выйти на сцену лично меня заставило исключительно чувство голода. Ведь вся система сбора авторских прав тогда рухнула. Мне даже нечего было есть. И я помню как мы с моим поэтом работали челноками: летали в Стамбул и закупали оптом тюки с товаром, который реализовывали уже здесь. И для меня как для человека публичного пойти в челноки, чтобы остаться в этом бизнесе, было очень непросто. И в 93 году я задумался о том, что чтобы чувствовать себя уверенно, нужно еще и петь самому. Поэтому, возвращаясь к Вашему вопросу, могу сказать, что ощущаю я себя именно композитором, и то, что мои песни становятся популярны в исполнении других артистов, мне нисколько не обидно.

Олег, как вообще относитесь к переменам: философски, оптимистически или Вы больше консервативный человек?
Недавно был всплеск интереса к событиям 20-летней давности, когда произошел путч. А для меня это было как будто вчера. Что мы построили за эти 20 лет? Я думаю, многие остались разочарованы, потому что мечтали совсем о другом – о свободе и экономическом благополучии. Свободу мы получили, а вот экономическое благополучие получили очень немногие. К счастью для меня, я оказался «между горячим и тортом», как говорит Миша Боярский – именно в это время обычно выступают артисты. Другими словами, наша деятельность востребована. И в материальном смысле лично мне грех жаловаться. А в моральном плане, и я думаю, что мы к этому придем, должна быть свобода конкуренции, должен побеждать именно лучший товар. Ведь жизнь все равно расставляет все на свои места. И я надеюсь, что эти перемены к лучшему я еще застану.

Главное всегда смотреть в будущее с оптимизмом, и обязательно всё будет хорошо. Олег, спасибо, что были у нас в гостях. Наша радиостанция желает Вам только попутного ветра, только ровных дорог и хороших попутчиков.
А мое пожелание очень простое: чтобы у вас в машине или дома всегда играла хорошая музыка – задушевная и настоящая. Такая музыка звучит на «Дорожном радио». Поэтому слушайте «Дорожное радио»!

Беседовала: Юлия Павлова. редактор рубрики «Музыка на Дорожном радио»

Метки: , , ,